
Большая крепость, вид от Малой крепости. Такие крепости висят над многими городами Умбрии, Лацио и Марки, напоминая о том, что средневековая вольница кончилась и все они подчинились папам после того как папский легат и испанский кардинал Эхидио де Альборнос усмирил их в 1360-х внушительным видом своего войска, а иногда и небольшим кровопролитием

Дорога к Крепости Альборнос. Декабрь, дождь, туман, ледяной ветер. Впереди не горы, а холмистая вершина одной горы Субазио, к которой и прилепился городок Ассизи. В этих краях много бродил сам св. Франциск. Зимой здесь очень холодно, дует ледяной ветер, и хотя гора не очень высокая, её окутывают низкие облака

Вид на окрестные холмы в сторону Умбро-Маркской гряды Аппенин. Довольно типичный пейзах этих краёв, сильно отличающийся некоторой драматической суровостью от умиротворяющих ейзажей Тосканы. Впрочем, кипарисовые аллеи, взбегающие на холмы есть и здесь, и там - и они ясно показывают, что места эти вполне обжитые, везде хозяйства и имения, а в складках прячутся небольшие посёлки и городки.

Вид от Крепости Альборнос на нижнюю часть города - терциеру Врат Молано, и базилику св. Клары. Дальше видна долина в сторону города Фолиньо.

Переулок св. Маргариты. Одной из сторон переулка является склон горы, но виды хорошие, скмейки специально стоят, но сейчас холодно и дождь моросит.

Вид от Крепости Альборнос на францисканский монастырь и верхнюю базилику св. Франциска. Отсюда не видно, но весь этот комплекс стоит на огромном подиуме на аркадах и практически висит над склоном горы Субазио

Крепость Альборнос над городом. Название вовсе не означает, что кардинал лично усмирял город и сидел в этой крепости: большиснтво таких крепостей было построено после экспедиции кардинала. Нависая над городом такие крепости позволяли легко контролировать лояльность папам с помощью небольшого гарнизона наёмников с парой хороших пушек, впрочем это было немного позже

Переулок св.Лаврентия (vicolo San Lorenzo) в верхней части города недалеко от крепости с видом на городской собор св. Руфинуса и его колокольню

Собор священномученика Руфинуса (San Rufino), первого епископа Ассизи. Чрезвычайно выразительный и гармоничный образец романского стиля, который в Умбрии имеет множество местных вариантов. Фасад 12-го века, начал строиться ещё до рождения св.Франциска, а завершён после его смерти. Как часто бывало в Италии, на всё денег не хватило, и тимпан в верхней части остался без декора - мозаики или барельефов.

Фонтан Львов (Fonte dei Leoni) конца 13-го века, но обновлён в 1532 году губернатором Вирджилио де Бернарди, о чём сверху надпись и барельеф с гербом семьи де Бернарди между символами города, крестом и львом.
Над первым львом фонтана предостережение: Вода не питьевая. Над остальными нет, так что можно решить, что там можно пить. Не надо. Раз написано, значит действительно пить не стоит.

Боковой портал собора сщмч Руфинуса Ассизского, конец 12-го века. Романский декор - растительный и животный орнамент, Агнец и символы евангелистов. В тимпане розовым камнем барельеф двух павлинов, пьющих их одной чаши: павлин - символ вечной жизни и воскресения (перья на хвосте появляются каждый год), чаша - символ Евхаристии; всё вместе символизирует таинство Крещения.

Улица св. Руфина, ведёт от Коммунальной площади к собору.

Лесенка на улицу Доно Дони (via Dono Doni). художника первой половины 16-го века, уроженца Ассизи, работавшего в Умбрии. Ученик другого умбрийского мастера Джованни Спаньи, в свою очередь вышедшего от Перуджино. Несколько работ Доно Дони есть в храмах Ассизи.

Переулок Палларани (vicolo Pallarani da via S.Gabriele), тоже верхняя часть города. Происхождение этого названия мне выяснить не удалось. Можно обратить внимание на уличный светильник - в каждом городе Италии они особые, одна из черт уникальности каждого города.

Улица Колодца Трапезной (via del Pozzo della Mensa), по колодцу при трапезной одного из монастырей. В горных городах вода была ценностью, и колодцы особо ценились и сохраняись. Неподалёку есть известная харчевня (остерия) с таким названием

Улица Сермеи, в память Чезаре Сермеи (1581-1668), местного художника 17-го века, автора невероятно изощрённой фрески Страшный суд в Нижней базилике св. Франциска. Видна колокольня и кусочек фасада базилики св.Клары.

Мощные контрфорсы церкви св.Клары выдают ее секрет: снаружи она вполне романская (вторая половина 13 века), но внутри готическая, с высоким нервюрным сводом - распор от этого свода и принимают эти арки. И хорошо - в этих краях часты землетрясения.

Вид на верхнюю крепость Альборнос через контрфорс церкви св.Клары - отсюда отлично видно, как здорово расположена крепость, которая, напомню, не защищала город, а подчиняла его. И ещё видно, что в этой, нижней части города дома более солидные и богатые с оштукатуренными фасадами.

Площадь и фасад церкви св.Клары Ассизской, основательницы второго, женского францисканского ордена (народное название - бедные клариссы). Построена сразу после преставления святой в 1257-1265 годах. Полосатая кладка из местного камня. Справа остатки более ранней церкви.

Новая церковь (Chiesa Nuova) - построена на месте дома родителей св.Франциска в 1615 г., а точнее на месте предыдущей церкви или часовни на месте дома. Сохраняет некоторые остатки дома, связанные с памятью святого, в частности, тот чулан, куда его запер строгий отец. Церковь повторяет в общих чертах римскую церковь св.Эгидия, построенную по легенде по наброску Рафаэля, но слегка обароченную в деталях.

Легко ли быть родителями святого? Судя по нерадостным лицам не очень - порвал он семейные узы (остатки в руках матери, знатной француженки по имени Мадонна Пика), швырнул строгому отцу своему Петру Бернардовичу (Pietro di Bernardone) свой модный шмот и был таков. Работа скульптора из Сиены Роберто Йопполо (Roberto Joppolo, род. 1939, живёт и работает в Витербо), установлена в 1984

Площадь Новой церкви. Видно, насколько тщательно вылизан город, и это, к счастью, большая редкость в Италии. Остатки старого мощения площади, по которой должны были ступать ноги и Франциска, и его друзей и родителей, видно под стеклянной вставкой слева.

Главная площадь города, площадь Коммуны (piazza del Comune) то есть просто площадь для собраний горожан. В середине ёлочный базар перед Рождеством.

Храм то ли Геркулеса, то ли Близнецов Кастора и Поллукса, почему-то оставшийся в памяти народа как храм Минервы, построен при Августе, в самом начале его правления. С 16-го века церковь Богоматери у Минервы (Santa Maria dеlla Minerva - почти, но не совсем идентично названию знаменитой церкви Рима - там sopra Minerva, на Минерве).

Вертеп в рост в пронаосе (притворе) церкви в храме Богоматери у Минервы. Примечательно, что этот храм и это место, по крайней мере некоторые камни этого места старше самого Рождества. Что это за тётка с морковками убейте не знаю.

Рождественская ёлка на площади Коммуны (ещё раз: в Италии коммуна это не про коммунизм, а так называются самоуправляющиеся общины городов). Симпатичный домик за ёлкой - вполне современная стилизация. Кто посмел уродовать исторический город?

Улица Арнальдо Фортини (1889-1970), многогранного и противоречивого персонажа своей эпохи, вполне вписавшегося в фашизм - был мэром Ассизи в это время и, что особенно занятно, защищал как адвокат одного из иерархов фашизма на процессе в 1944 году в Вероне, на котором твёрдые фашисты обвиняли и приговаривали к смерти нетвёрдых фашистов, в том числе зятя Муссолини Галеаццо Чано, бывшего министра иностранных дел фашистской Италии. После войны успешно перешёл на сторону демократии и еще раз стал мэром Ассизи.

Улица св. Франциска, часовня (оратория) паломников (Oratorio dei Pellegrini) - домовая церковь при приюте паломников, 15 век, алтарь посвящен св.Антонию и св.Иакову апостолу. Внутри фрески местных художников кватроченто Маттео из Гвальдо, Пьерантонио из Фолиньо, Андреа из Ассизи.

Базилика св. Франциска, дворик (клойстер, но по-русски предпочитают французское слово клуатр). Кроме прочего служил для сбора дождевой воды в колодец посредине. Сюда можно попасть из нижней базилики, в самом конце нефа две лестницы: одна выход, вторая вход, а в галерее есть отличный магазин с книгами и всякими шкучками на память.

Площадь Нижней Базилики. Пусто потому что очень холодно, идёт дождь. Рождественская ёлка светится. 2019 год, декабрь.

Верхняя базилика св.Франциска. В эти дни всегда в Верхней базилике бывают рождественские концерты в присутствии всяких випов, например, Президента Республики Серджо Маттареллы, поэтому туда вход только по билетам и пригласительным. Зато в Нижней базилике никого нет и можно спокойно ходить часами.

Площадь Коммуны с фонтаном с другой стороны от церкви Богоматери на Минерве.

Снова площадь Коммуны. Высокая башня с 16-го века просто колокольня церкви, сделанной из античного храма. И башня во времена средневекового самоуправления защищала выборную администрацию Капитана Народа - так обычно называлась должность главного начальника. Зубцы на башне гибеллинские: Ассизи действительно долго был в подчинении императора, а не пап, но как раз во времена Франциска хитрый папа Иннокентий Третий придумал как прибрать к рукам этот уголок Умбрии.

Вид на нижний город и долину с улицы Фонтебелла через переулок Иллюминатов.

Улица Фонтебелла спускается к вратам св.Франциска. Цикламены - самые популярные живые цветы зимой в Италии.

Улица св. Франциска. Колоритное средневековое здание сохранило табличку: лоджия мастеров из Комо (maestri comacini) - лоджия это просто небольшой дом. В Средние века слава каменщиков и строителей из Комо, города в Ломбардии на берегу озера, распространилась по всей Италии. Их нанимали строить церкви и соборы, крепостные укрепления и просто дома. Считается, что так стали называть вообще любых мастеров с севера, из Ломбардии и не только, тем более, что настоящих жителей Комо называли комасками (comaschi), а не комакинцами (comacini). Так или иначе, они наверняка строили и базилику в 13-м веке, и дальше возможно, башню в Большой крепости. Сохранившийся герб на фасаде датирован 1447 годом, но это дата небольшой реновации этоого здания.

Базилика Богоматери Ангелов (Santa Maria degli Angeli), огромная церковь, возведённая в конце 16 века над вот этой малюсенькой средневековой часовенкой под названием Порциункола (Porziuncola) - любимым местом служения св.Франциска

Базилика Богоматери Ангелов (Santa Maria degli Angeli) не в городе на горе, а рядом со станцией на равнине. Важнейшее место, связанное с Франциском. Увы, храм сильно пострадал в землетрясении 1838 года, тогда же реконструирован, а самое ужасное - этот фасад, прилепленный в 1925 году поверх оригинального фасада одного из самых интересных архитекторов позднего Возрождения Галеаццо Алесси. И тот фасад остался сзади , его видно по краям. А новый фасад совсем не шедевр, особенно в пропорциях. Жаль.